- Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
- Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.
- Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
- Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
- Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Психологическая помощь детям – жертвам насилия
- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;
- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;
- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;
- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;
- коррекция «сексуализированного» поведения;
- формирование способности к самопринятию;
- выработка способности к самостоятельному принятию решений.
Этапы психологического сопровождения ребенка
- Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.
- Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.
- Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.
- Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.
- Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.
- Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.
- Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.
- Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.
- Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.
- Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.
- Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.
- Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.
- Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.
Как помочь детям разобраться с их чувствами?