— организационными;
— текущими или тематическими;
— итоговыми;
— общешкольными и классными.
Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
— перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
— отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
— самый приятный звук для человека — его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
— перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
— не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
— предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
— поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
— дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
— в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
— доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
— родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку
— осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
— сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
— давать негативную оценку всему классу;
— переоценивать значение отдельных предметов;
— использовать в общении с родителями назидательный тон.