- Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
- Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
- Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
- Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
- Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью на¬ходить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
- Если то, что проходили на уроке, показалось тебе труд¬ным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
- Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
- В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
- Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
- Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.).
- После того как подготовишься к первому уроку, все убери и при¬готовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
- Между уроками делай перерывы.
- Сначала постарайся понять материал, а затем его запом¬нить.
- Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
- При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
- Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, вне¬шние связи, а главные связи, связи по смыслу.
- Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
- Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, твор¬ческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на про¬тяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
- При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
- Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
- Составляй план устного ответа.
- Проверяй себя.
У тебя все получится!
Помни: мы лучше всего запоминаем:
- то, чем постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные дей¬ствия);
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
Метод ключевых слов
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведение соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сра¬зу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последова¬тельности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который по¬зволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
После соединения каждого ключевого слова со своим раз¬делом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод «5 П»
- П — Просмотри текст (бегло)
- П — Придумай к нему вопросы
- П — Пометь карандашом самые важные места
- П — Перескажи текст
- П — Просмотри текст повторно